Саркози согласен присоединить НАТО к Франции
Президент Франции Николя Саркози объявил, что Франция готова, на своих, особых условиях, вернуться в интегрированные военные структуры НАТО, и предложил создать некое подобие Вооруженных сил Европейского Союза.
На встрече с офицерами и генералами Пятой Республики 17 июня он обнародовал еще целую батарею предложений в области национальной и европейской обороны и системы безопасности, реструктуризации, сокращения и переоснащения национальных вооруженных сил. Самих французских военных они вовсе не бросили в дрожь, хотя и насторожили. Кое-какие идеи им даже импонировали, поскольку давно назрели, некоторые понравились союзникам Франции, а некоторые их озадачили. Все эти предложения содержатся в Белой книге по обороне – труде, в котором впервые за последние 14 лет пересматриваются основы военной политики Франции.
Как и все, что исходило, исходит и, вне всякого сомнения, еще будет исходить от Саркози, объявленные планы – грандиозны, а потому не могли не вызвать неоднозначную реакцию «в городе и мире». К тому же в устах Саркози они звучали как согласие Парижа на присоединение к нему НАТО. Спектр – от сарказма бывшего британского бригадного генерала и парламентария Джеффри Ордена: «Я не вижу здесь ничего полезного для Соединенного Королевства. Все это закончится слезами», (I don’t see anything in this that will benefit the United Kingdom.This will end in tears. Geoffrey Orden former brigadier) - до восторженности Центра Европейских Реформ (Centre for European Reform) – «мозгового треста» ЕС: «Это очень амбициозно. Французы хотят все!». (It’s very ambitious. The French want everything!)
В двух словах: Le Sarko приговорил ВС страны к «усечению» в предстоящие шесть-семь лет с нынешних более чем 320 тыс до 225 тыс. ВС страны - самые большие в Европе, и Франция уже не может позволить себе оплачивать огромные военные расходы. Внутри страны очень не понравилось, что Саркози намерен закрыть около 50 военных баз, которые давали всем окрестным городам и деревням возможность заработать. Президент парировал уже возникшие голоса критики заявлением в духе «военные гарантируют безопасность, а не экономику». Справедливо, хотя эта мера, вкупе с сокращением численности ВС, и будет стоить Николя популярности. Но какие же грандиозные планы без политических потерь?
Военные расходы Франции не будут сокращаться, а будут расти, причем львиная доля их пойдет на переоснащение армии, ВВС и ВМС новейшими видами оружия. С настоящего времени и до 2020 года на военные нужды будет выделено 337 млрд евро, при этом на техническое переоснащение аж 200 млрд. Нашим военным было бы полезно потщательнее ознакомиться с этой разумно-достаточной частью планов Николя Саркози.
Военно-геополитический раздел еще грандиознее. В нем Саркози обещал вернуть Францию в интегрированное военное командование НАТО (Де Голль вышел из него в 1966-м году и выгнал из Парижа натовскую штаб-квартиру) и предложил создать Европейскую систему обороны со штаб-квартирой в Брюсселе.
Идея возврата Франции в НАТО почему то всегда более всего раздражает Россию, и Саркози здесь выглядит чуть ли не самым отъявленным и наглым пронатовцем со времен Шарля де Голля, главным «предателем» его дела. Что мало соответствует действительности. Францию начал возвращать к проатлантической ориентации Жорж Помпиду. Еще большим атлантистом, чем Помпиду и Жискар д’Эстен, оказался Франсуа Миттеран. А предшественник Саркози Жак Ширак почти уже вернулся в интегрированную структуру НАТО, но его план забуксовал, когда тогдашний президент Билл Клинтон наотрез отказался «отдать» французскому генералу Южное командование НАТО в Неаполе. До 1966-го года именно француз занимал этот пост.
С военной точки зрения «прислонение» Франции к НАТО для России совершенно ничего не изменит. Но для Франции – да. И Миттеран и Ширак прекрасно понимали, что атлантическая ориентация и взвешенное партнерство с США дадут Франции гораздо больше выгод, чем ее «одиночное плавание» где-то сбоку от НАТО.
Николя Саркози в этом смысле только продолжатель, а вовсе не застрельщик «аннулирования развода». К воцарению Саркози в Елисейском дворце французы уже несколько лет прорабатывали вариант «достойного возвращения» в НАТО. Они полагали, что расширение блока на Восток при сохранении французского «полу-членства» может только укрепить позиции Вашингтона и Берлина на пространствах бывшего Варшавского договора и, не дай Бог, на европейском юге, который Франция всегда считала «карманным». Мало кто знает, но именно Франция, «не член» НАТО, наиболее активно настаивала и настояла на том, чтобы Румыния была в «первой волне» вступления. Это самый яркий пример того, как Париж готовил себе почву для контрбаланса на южном фланге НАТО к своему «возвращению». Без «великой Франции», а такой ее и видит Саркози, продолжение расширения НАТО (а оно будет, никуда от этого не деться) просто немыслимо.
«Европейская оборонная инициатива» Саркози вызвала самую противоречивую реакцию. Соседи Франции опасаются, и не зря, что Саркози строит ее под себя и хочет компенсировать евроинициативой ту часть независимости военной политики, которую Франция потеряет с возвращением в НАТО. В общем, не без этого, поскольку в дополнение ко всему прочему французы хотят переписать еще и европейскую стратегию безопасности, создать как можно быстрее общий европейский рынок вооружений, единые военно-транспортные силы, общее финансирование обороны ЕС, образовать Европейское оборонное агентство (European Defence Agency). В общем, «французы хотят все». Но навряд ли получат. Такое уже бывало с инициативами Саркози.
А пока что всю Белую книгу, всю новую стратегию Франции еще предстоит предложить на обсуждение парламента, которое начнется ближе к концу июня. Затем она войдет в Пятилетний план военного развития Франции, который должен быть одобрен к концу нынешнего года.
Андрей Федяшин
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости