Россия, Украина и НАТО. Безнадежный треугольник
Расширение НАТО, начавшееся в 90-х годах прошлого века, подошло к очередному критическому рубежу. После вступления в блок стран Восточной Европы и присоединения Прибалтики, речь идет о новом увеличении Альянса за счет бывшего СССР, и прежде всего, за счет Украины.
Прибавление в виде Украины, в случае если это произойдет – станет самым значимым расширением блока с того момента, как в состав НАТО в 1956 году вошла Западная Германия. Политическая реальность, которая сложится в результате данного шага, требует осмысления.
Для начала следует определиться, когда подобное присоединение может произойти? Пока что Украине отказали в подключении к плану действий по подготовке к членству (ПДПЧ), который является завершающей процедурой подготовки стран-кандидатов к вступлению в Альянс, но, в то же время руководители НАТО заверили Украину в том, что сотрудничество с Альянсом и подготовка к вступлению будет продолжаться.
Скорее всего, подключение Украины к ПДПЧ и ее последующее вступление в блок будет оставаться разменной монетой в отношениях НАТО и России, и ее «израсходования» - т.е. принятия Украины в НАТО – стоит ожидать только в случае резкого ухудшения отношений между РФ и Западом.
В ближайшие десять лет причин для такого резкого ухудшения отношений может найтись предостаточно. Что станет толчком? События в Иране? В Грузии? Конфликт вокруг поставок энергоносителей на фоне их подорожания? Что-то еще? В любом случае, при необходимости подключение к ПДПЧ и осуществление всех необходимых процедур может занять 1-2 года, и стартовать этот процесс может на любом следующем саммите НАТО.
Есть, правда, ряд нерешенных проблем, одной из которых является наличие на территории Украины иностранных военных баз – а точнее – Севастополя. По существующим в настоящее время правилам, территория страны-кандидата на вступление в блок должна быть свободна от иностранных войск. Однако, в свое время наличие российских военных баз не помешало членству в НАТО объединенной Германии, и, следует полагать, что в случае возникновения такой необходимости Альянс подкорректирует свои стандарты.
Гораздо большей проблемой может стать отношение к НАТО внутри самой Украины. Пока очевидно, что большинство граждан страны против членства Украины в блоке, и полагают что страна должна оставаться нейтральной. В этой ситуации, учитывая сложную политическую обстановку на Украине, форсированное вступление в НАТО может грозить расколом страны с отделением некоторых областей. Надо полагать, что подобный исход вряд ли устроит как Киев, так и Брюссель, в связи с чем скоростного приема Украины в НАТО ожидать не следует.
Однако каким станет мир для России, в случае, если Украина, в своих современных границах станет членом НАТО? Последствия этого шага можно разбить на несколько групп.
Во-первых – чисто военные последствия. Напряженность на западных границах России резко возрастет. «Подлетное время» для тактической авиации НАТО от границы до Москвы, в настоящее время составляющее около часа, сократится до 20-25 минут. Силы Альянса увеличатся на несколько дивизий, 300-350 боевых самолетов и 10-12 надводных кораблей, что еще более увеличит и без того немалый разрыв в соотношении сил между Россией и НАТО.
Политические последствия, тесно связанные с военными, будут заключаться прежде всего в росте напряженности в отношениях между Россией и Западом. Политический климат, и сейчас оставляющий желать лучшего, окончательно скатится к самым худшим временам Холодной войны с напряженным противостоянием в Европе, только с фронтом, сдвинутым вглубь территории бывшего Советского Союза.
Экономические последствия стремления украинского руководства в НАТО заметны уже сейчас – военно-промышленный комплекс РФ вынужден сокращать сотрудничество с западным соседом, последовательно переводя в Россию производство узлов и агрегатов для боевой техники и вооружения, ранее производившихся на Украине, либо разрабатывать их аналоги. Номенклатура этих изделий довольно широка – электронные компоненты, ракетные, авиационные, корабельные и танковые двигатели, различное вспомогательное оборудование, и др. В случае, если Украина станет членом Альянса, о продолжении этого сотрудничества не может быть и речи.
Однако, важнейшим последствием присоединения Киева к Североатлантическому пакту, станет юридическое закрепление новой геополитической реальности. Реальности, в которой отсутствует продолжавшееся три с лишним столетия господство России над территориями бывшей Киевской Руси. Реальности, которая позволяла России считать себя лидером, объединителем и покровителем восточно-славянской цивилизации. Вряд ли, конечно, российское руководство задумывается о таких материях, но не приходится сомневаться, что Россия применит все доступные политические и экономические рычаги, чтобы удержать Украину как минимум в нейтральном состоянии, а как максимум – усилить там свое влияние.
Судьбы России и Украины переплетены слишком давно и слишком тесно, чтобы окончательная потеря этой страны могла пройти для России незаметно.
Илья Крамник, военный обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости