Александр Дугин: «Россия может признать Нагорный Карабах и это приведет к плачевной ситуации»
Эксклюзивное интервью 1news.az с российским политологом Александром Дугиным
- Александр Гельевич, в российских СМИ упорно распространяются слухи, что 29 июня Россия собирается напасть на Грузию. Можете подтвердить или опровергнуть эту информацию?
- Думаю, что у России сейчас нет повода, чтобы напасть на Грузию. Вот, пожалуй, самый главный аргумент, почему это не произойдет. Россия же не может просто так, без повода напасть. Поэтому она и не нападет. Это, конечно, слухи, не имеющие ничего общего с реальностью.
- А все-таки, хотя бы в будущем Россия планирует напасть на Грузию?
- Конечно. Так или иначе, Россия сделает все возможное, чтобы в Грузии не существовало американских или натовских баз. Есть инструменты, но военное вмешательство - это последний аргумент. Я даже думаю, что оно не самое эффективное и действенное.
- Помимо военного вмешательства, какие инструменты воздействия на Грузию в арсенале у российского правительства?
- Есть инструменты экономического давления, поддержки сепаратистских тенденций уже в малой Грузии, т.е. в ее отдельных регионах, и более активное вовлечение внутриполитическую жизнь, т.к. пока у России нет своих по-настоящему влиятельных сил в Грузии. В основном то, что представляет оппозиция Саакашвили, это в подавляющем большинстве проамериканские силы. Аласания, Бурджанадзе (лидеры оппозиции - авт.), они не пророссийские. Если будет перспектива создания в Грузии американских или натовских военных баз, то нельзя исключить всех форм давления, вплоть до военного вмешательства.
- Среди грузинской оппозиции есть сила, которая устраивала бы Россию?
- В полной мере такой силы пока нет. Россия поддерживает такие радикальные силы, как Игорь Георгадзе, но его позиции в Грузии, насколько мне известно, пока не очень сильны. Хотя все может измениться в любой момент. Думаю, что в интересах России иметь дело с грузинскими националистами, которые двигались бы следующим путем: «Не Россия, не Запад». Такие силы есть. Например, Шалва Нателашвили (лидер «Лейбористов» - авт.). Они не пророссийские. Они даже очень критично настроены к России. Можно сказать – антироссийские силы, но одновременно они и антиамериканские. России нужна не столько дружба с Грузией и ее пророссийская ориентация, сколько дистанция от Вашингтона и Брюсселя. Вот что главное. Пусть нас не любят, но при этом, если грузинское руководство будет препятствовать проникновению в страну американского влияния, нас это удовлетворит. Пророссийских политиков, как таковых, в Грузии очень мало. Москву устроят и антироссийские политики, которые скажут: «Ни Москва, ни Вашингтон». Вот это, кстати, нас больше устраивает.
- А какие у вас планы по Грузии, если она не свернет с т.н. американского пути? Будете еще отнимать территории? Если да, то, какие?
- В первую очередь, это территории, прилегающие к Абхазии – Менгрелия, часть Сваентии, Кахетия, Джавахетия…
- Грузии оставляете хоть что-нибудь?
- Я не знаю. Это нужно спросить у тех грузинских политиков, которые сделали неправильную ставку. Сейчас пора переключиться. Россия так поступать не хочет. Не будут там американские базы, Россия поддержит Грузию в сохранении территориальной целостности.
- Если Грузия откажется от стремления в НАТО и дружбы с США, Россия вернет ей Абхазию и Цхинвальский регион?
- Нет. Это исключено. Никогда не вернет. Этот вопрос решен. Об этом раньше надо было думать, но Россия сможет воспрепятствовать дальнейшему распаду Грузии. Потому что территориальная целостность Грузии не только нарушена, но будет нарушаться и дальше, если все пойдет по американскому сценарию. Россия много раз доказывала, что гарантом территориальной целостности на постсоветском пространстве является Москва. Это в начале было утверждение, потом угроза, потом это было действие в августе прошлого года. Та же самая проблема сепаратизма сейчас нависла над всеми республиками, которые находятся в антироссийском блоке, в блоке ГУАМ. То есть, это над Молдовой - Приднестровье, над Азербайджаном - Карабах, над Грузией уже минус с учетом Южной Осетии и Абхазии.
- Азербайджану что угрожает?
- Признание Карабаха. Это будет конец азербайджанской политической модели. Карабах еще не признан. Россия может признать Нагорный Карабах и это приведет к плачевной ситуации.
- С Грузией понятно, Украина - славянское государство, с которым у вас определенные проблемы, но ГУАМ включает еще Азербайджан и Молдову. В чем они провинились перед Россией?
- Мы от Азербайджана и Молдовы ничего не хотим. Мы хотим, чтобы они к Америке не шли, а лишь проводили нейтральную политику. Если они не будут этого делать, то горько за это заплатят.
Фридон Дочия, собкор 1news.az в Грузии