Муса Гулиев: «Если честно, я не являюсь сторонником повышения нижнего возрастного предела вступления в брак»
Интервью 1news.az с заместителем председателя комитета по социальной политике Милли Меджлиса Мусой Гулиевым.
- На каком этапе находится вопрос о рассмотрении законопроекта «Об ограничении курения в общественных местах»? Ожидается ли в ближайшее время вынесение на обсуждение вышеуказанного документа?
- Этот вопрос находится на повестке, он будет рассмотрен в апреле, кроме того, будет проведена широкая конференция, на которую будут приглашены все соответствующие лица, структуры, а также журналисты.
Здесь состоится презентация как опыта Турции, так и турецкого механизма исполнения законодательства в этой области, точнее будут проведены широкие общественные обсуждения с участием депутатов и специалистов в этой области с турецкой стороны. После этого документ будет направлен в парламент. Т.е. с этим не осталось никаких проблем.
То есть, в ближайшие месяцы данный законопроект будет вынесен на обсуждение комитета по социальной политике, а затем – пленарного заседания парламента. В целом, к концу года мы ожидаем принятия закона против курения в общественных местах.
- Кстати, существуют неоднозначные позиции вокруг вопроса о внесении изменений в Семейный кодекс, т.е. вокруг вопроса о требовании медицинской справки у лиц, вступающих в брак. Более того, вы сами во время известных обсуждений представили несколько отличную позицию…
- Я не хочу вновь подробно возвращаться к этому вопросу. Однако, в любом случае, я считаю, что и в этом вопросе на первый план мы должны поставить права человека. Права человека должны ставиться выше общественных прав.
Если личные права человека не будут стоять выше прав общества, мы не сможем обеспечить в этом обществе демократию, в то же время это не будет соответствовать конституционному устройству нашей страны.
Во-вторых, должен быть такой проект, чтобы после принятия и вступления в силу этот документ мог работать. В то же время здесь должен учитываться и менталитет населения. Однако это изменение должно быть принято в любом случае…
- Почему?
- Поскольку в обществе есть такие заболевания, в том числе гемофилия и талассемия, которые передаются наследственным путем, и мы должны найти различные пути для предотвращения этого. В то же время во всем мире, в том числе и в Азербайджане, имеют место такие широко распространенные формы гепатита, как гепатит «С» и гепатит «В», и мы должны предпринять этот шаг для их предупреждения.
Это положение может быть применено принудительно лишь в эндемических регионах, и добровольно – в остальных местах, или должен быть достигнут общий знаменатель для того, чтобы одновременно работал этот документ, не повышалось количество неофициальных браков и не нарушались права людей.
Одним словом, мы должны найти формулу, подводящую этот вопрос к общему знаменателю.
- Должен ли быть решен вопрос о повышении нижнего возрастного предела вступления в брак?
- Если честно, я не являюсь сторонником повышения нижнего возрастного предела вступления в брак. Мы должны учитывать не только правовой фактор, обуславливающий брачный вопрос, но и биологический. Я против внесения этого изменения, в первую очередь потому, что сегодня, несмотря на то, что возрастной критерий вступления в брак 17 лет, существует множество фактов вступления в брак в более раннем возрасте.
При повышении этого предела до 18 лет повысится и число нарушителей закона до числа вступающих в брак в 17 лет. С другой стороны, возраст биологической зрелости азербайджанского, т.е., южного и северного человека различны.
Т.е., может быть, что в Европе, и в особенности в северных странах, больше случаев вступления в брак в 18 лет или в более взрослом возрасте. Если девушка, в особенности в районных и сельских местностях, оканчивает школу и остается дома, не работая, не получая высшего образования, какой-либо специальности, это может создать проблему как для самой девушки, так и для ее семьи.
Я хочу сказать, что все эти вопросы необходимо хорошо взвесить, в общем, я считаю, что возрастной предел 17 лет надо сохранить.
Кямиль Хамзаоглу