Сиявуш Новрузов: «Общественную палату нельзя считать стороной в диалоге»
Интервью 1news.az с заместителем исполнительного секретаря партии «Ени Азербайджан» (ПЕА), депутатом Милли Меджлиса Азербайджанской Республики Сиявушом Новрузовым.
- На 17-е апреля т.н. Общественная Палата, объединяющая ряд радикальных оппозиционных партий, вновь назначила акцию протеста и даже создала делегацию для ведения переговоров с исполнительной властью города. Как сообщают оппозиционные СМИ, данные силы вновь намереваются провести свою акцию в центре Баку, по всей вероятности, независимо от того будет получено разрешение в рамках закона или нет…
- Во-первых, отмечу, что Общественная Палата - неофициальная структура. Это - не НПО, не политическая партия, и не партийный блок. Поэтому какое-либо официальное обращение Общественной Палаты в Исполнительную Власть г. Баку незаконно. В то же время, на мой взгляд, эту структуру нельзя считать стороной в диалоге ни в какой форме... Собрались вместе 5-10 человек, пришли к единому мнению, обозначили свои цели, это их личное дело. Но в Законе «О свободе собраний» прописывается, в каких случаях можно проводить массовые акции. С этой точки зрения т.н. Общественная Палата не обладает правом проводить шествия, митинги, пикеты и каждый их шаг в данном направлении противоречит закону. Еще раз отмечу, у этих людей отсутствует какой-либо правовой статус. В то же время, если обращение поступит от партии, тогда городские власти могут выделить и обязательно выделят приемлемое место для проведения запланированного мероприятия.
Также отмечу, что собравшиеся в этой палате лица в свое время потерпели поражение на выборах. Естественно, в каждом округе было по 7-8 кандидатов и часть из них, набравшая наименьшее число голосов, собралась вместе и создала эту структуру. Конечно, это их право, однако, без обнародования функций, намерений, целей, т.н. палаты, проведение какой-либо акции этой структурой незаконно. Кстати, на мой взгляд, присоединившиеся к ним руководители ряда политических партий, низвели свои организации до уровня политического кружка. Поэтому мы не считаем, что они могут считаться какой-либо стороной в диалоге и с ними могут проводиться какие-то обсуждения.
- Кстати, не только т.н. Общественная Палата, но и вся оппозиция неизменно подчеркивает, что при планировании проведения массовых акций они якобы согласуют маршруты с правительственными органами, мэрией, ОБСЕ и офисом этой организации в Баку…
- Знаете, и ОБСЕ, и ее бакинский офис должны выполнять возложенные на них обязанности. Я еще на прошлой неделе отмечал, что наблюдая за попыткой проведения акции оппозиции 2-го апреля со стороны, обратил внимание на то, что ОБСЕ была представлена на этом мероприятии многочисленными наблюдателями. Почему эти наблюдатели не посещают оккупированные территории Азербайджана, не выражают соболезнования родителям девятилетнего азербайджанского ребенка, убитого армянами? Какое дело этим людям до митингов, если они до сего дня не сделали ничего для выполнения возложенных на них задач? Почему эти люди не на линии огня, почему они не сыграли никакой роли в возвращении удерживаемых армянами тел двух азербайджанских шехидов, что противоречило всем законам войны? Эта проблема решилась только в результате усилий Президента Азербайджана, хотя армянская сторона грубо нарушила общепринятые законы войны... Однако никто из них не удосужился поговорить на эту тему. Несмотря на это, сегодня они бросились вперед и хотят проводить наблюдения на Площади фонтанов или в каком-то другом месте. Если они хотят вести наблюдение, то лучше пусть отправляются в приграничные регионы. Почему до сих пор представители ОБСЕ не повысили свой голос в связи с бесчеловечным обращением с узниками Гуантанамо? Разве это не вопиющее нарушение прав человека? Сжигают Коран, оскорбляют чувства людей, но от них не услышишь извинений... Ныне же они объявились на Площади фонтанов. Считаю, что после всего этого, ОБСЕ не вправе определять маршрут, встречаться с кем-то, говорить что-то.
Мы и без ОБСЕ неизменно выполняли и выполняем взятые на себя обязательства. Они не могут ставить перед нами другие вопросы, потому что потеряли свой престиж во всем мире. Вспомните, когда в США во времена Буша-младшего проводились президентские выборы, представителей ОБСЕ даже близко не подпустили к штату Флорида для участия в подсчете голосов избирателей, и они даже не посмели пикнуть. Но за ходом последних парламентских выборов в Азербайджане от ОБСЕ наблюдала делегация из 500 представителей. Хочу сказать, что их позиция давно изжила себя, эта структура докатилась до уровня заурядной неправительственной организации и потому ее заявления сегодня не имеют никакого значения.
Что касается мест проведения акций. Все должны проводить акции в рамках закона там, где разрешено исполнительными властями согласно азербайджанскому законодательству. Здесь важно отметить два аспекта.
Существует период выборов и период после выборов. В период выборов открытые и закрытые места предоставляются положениями Избирательного Кодекса, а в поствыборный период - Законом «О свободе собраний». Согласно этому закону, Исполнительная Власть г. Баку определяла и определяет места в каждом районе. Желающие проводить акции могут осуществить свое желание в одном из этих мест.
- Если в очередной раз оппозиция проигнорирует мнение мэрии и попытается провести несанкционированный митинг, то на кого ляжет ответственность за возможное противостояние?
- Безусловно, ответственность здесь падет на организаторов и участников мероприятия. Потому что они умышленно не желают проводить свои акции в отведенных местах. Причина заключается в том, что у них начисто отсутствует социальная база, это видно невооруженным глазом. Когда создавшуюся ситуацию наблюдают силы, поддерживающие оппозицию, выделяющие им финансовые средства, те попадают в очень неловкое положение. Поэтому они идут на противостояние, а следовательно, на них и ложится вся ответственность. Каждый гражданин ответственен перед законом. Не важно, партийный лидер, журналист, преподаватель, медик и т.д. Ни для кого нет отличия, все равны перед законом.
Кямиль Хамзаоглы