Ровшан Ибрагимов: «Восточный Тимор — не прецедент для карабахского урегулирования»
Блиц-интервью 1news.az с азербайджанским политологом, заведующим кафедрой международных отношений университета «Кавказ» Ровшаном Ибрагимовым.
— Вы не так давно посетили Юго-Восточную Азию и ознакомились с некоторыми конфликтами, имеющимися в этом регионе. Как вы считаете, может ли Восточный Тимор рассматриваться как прецедент для урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта?
— Ни в коем случае. Нужно посмотреть на юридическую основу создания независимого государства Восточный Тимор.
Восточный Тимор находился в списке территорий, которые имели право на самоопределение после процесса деколонизации. Но по некоторым причинам процесс создания этого государства несколько задержался, что было связано с отказом Португалии от процесса деколонизации вплоть до 1975 года, а впоследствии — оккупацией Восточного Тимора со стороны Индонезии.
Народ Восточного Тимора в 1990-х годах обратился в ООН по вопросу права на самоопределение.
Что касается Нагорного Карабаха, то этот регион никогда не был колонией и не имел права на самоопределение в соответствии с процессом деколонизации. Одновременно Нагорный Карабах являлся автономной областью и не имел права на самоопределение в соответствии с советской Конституцией.
— При посещении вами Восточного Тимора было ли там заявлено на высшем уровне о поддержке сепаратистского режима в Нагорном Карабахе, как об этом сообщает армянская сторона?
— Во время встречи с министром иностранных дел Восточного Тимора члены армянской делегации задали вопрос: «Вы проходили процесс самоопределения, и не кажется ли вам, что вы могли бы быть стороной, которая может симпатизировать сепаратистским режимам?» На это глава МИД Восточного Тимора ответил: «Конечно, гипотетически мы должны поддерживать политические режимы во всем мире, но есть реальная политика. Мы сегодня — независимое государство, и наша система работает по определенным правилам, которые мы не можем нарушать».
Я не считаю, что данный ответ свидетельствует о поддержке Восточным Тимором сепаратистского режима в Нагорном Карабахе.
— Пример какой из стран Юго-Восточной Азии можно было бы рассматривать как вариант урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта?
— Положительными в урегулировании армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта могут стать примеры разрешения конфликтов в Минданау на Филиппинах и Ачехе в Индонезии.
Мы видим, что при урегулировании этих сепаратистских конфликтов, начавшихся намного раньше нагорно-карабахского, в итоге пришло понимание того, что современная международная система и право не позволят сепаратистам достигнуть своей цели, вследствие чего они пошли на компромисс. На основе компромисса был определен статус автономии в регионе Ачех в Индонезии. Считаю конструктивным то, что таким образом стороны конфликта сумели добиться урегулирования и нормализации отношений.
Аналогичное предложение Азербайджан сделал в процессе карабахского урегулирования. Статус автономии даст возможность проживающим в Нагорном Карабахе азербайджанским гражданам армянского происхождения использовать весь потенциал Азербайджана.
Эльшан Рустамов, Ф.Б.