Директор школы №23 о незаконных поборах, неадекватных директорах школ, ляпах в учебниках и не только – ФОТО
В жизни каждого ребенка школа становится первой ступенью, ведущей в самостоятельную жизнь, и этот момент перехода от беззаботного времяпрепровождения к ответственности можно считать переломным.
В подобных условиях ведущую роль в том, чтобы помочь ребенку справиться со страхами, влиться в незнакомый коллектив и обзавестись мотивацией к обучению, играют учителя. Эти люди могут стать как кумирами и лучшими друзьями детей, так и воплощением самого страшного сна, в зависимости от выбранного подхода. Поэтому преподавательский состав школы важен не только с точки зрения грамотности и знания своего предмета, но и с точки зрения простых человеческих качеств.
Недавно министр образования Азербайджана издал указ, согласно которому в некоторых школах нашей страны прием учителей на работу будет осуществлять сам директор без централизованного экзамена. Одним из таких учебных заведений стала школа №23. В связи с этим мы пообщались с ее директором Юлией Керимовой, которая рассказала нам, как будет проходить отбор, и затронула другие, не менее интересные темы.
- По каким параметрам Вы собираетесь выбирать учителей, на что будете обращать внимание в первую очередь?
- Первым приоритетом будет, разумеется, заполнение свободных вакансий. Мы будем выбирать из числа молодых энтузиастов, желающих работать в школе и сознающих ответственность, которая ляжет на их плечи.
Второй приоритет – это наличие диплома, соответствующего специальности, по которой человек хочет преподавать. Если опыт – дело наживное и его можно приобрести в школе под руководством опытных педагогов, то диплом должен быть по умолчанию.
Помимо всего прочего, согласно новому уставу нашей школы, который был утвержден в 2015 году, мы собираемся в старших классах внедрить углубленное изучение определенных сфер. Однако акцент не будет делаться на углубленном изучении, допустим, физики или химии как отдельных дисциплин – напротив, гуманитарные или технические предметы будут преподноситься вместе, в качестве интердисциплинарного блока. Естественно, у нас в школе есть педагоги, которые смогут вписаться в этот формат, но я – как директор школы, также буду требовать этого от новых учителей, принятых на работу. Это третий приоритет.
- Вы сказали, что будете давать дорогу молодым. А если человек только окончил университет и пока не успел набраться опыта, его кандидатура будет рассматриваться?
- Да, мы можем рассмотреть его кандидатуру. Как я уже говорила, у нас в школе много опытных педагогов, которые в первое время будут помогать молодым.
- А как Вы определите, сможет ли педагог контактировать с детьми? Будете проводить пробные занятия, присутствовать на них?
- Во-первых, очень важна предварительная беседа с человеком, потому что, задав определенные вопросы, уже можно понять, справится ли он с детьми. А во-вторых, как вы сказали, когда в первые дни он будет вести уроки, кто-то из руководства будет заходить с опытными педагогами, наблюдать со стороны и тем самым проверять уровень, давать различные советы.
- А если выяснится, что человек знает свой предмет, но не может донести его до детей? Такое ведь тоже нередко бывает.
- Что значит, не может донести? Как он может не донести информацию, которой владеет? Если человек общительный и любит дело, которым занимается, он сможет заинтересовать своим предметом других. Поэтому я говорю, нам нужны именно эн-ту-зи-асты – люди, которые готовы все время учиться и находить новые пути донесения, если не получается с первого раза.
Учитель – это особая миссия. Люди, которые хотят стать учителем, должны от души любить свою профессию. Это профессия всегда была почетной, и педагоги, которые заходят в класс, должны отдавать себе отчет, что они воспитывают будущее поколение нашей страны, а это – очень ответственная задача.
- Наверное, Вы будете принимать их на работу на контрактной основе, чтобы проверить, как они справляются?
- Думаю, что да, в этом году мы никого не возьмем на постоянной основе. Будем заключать годовой контракт.
- Вы будете проводить собеседование в одиночку или прибегните к помощи других лиц, к примеру, психологов?
- Психологов не будет, только директор, завуч и несколько педагогов, каждый из которых задаст наиболее важные вопросы, как человек поведет себя в той или иной ситуации. Это в случае, если мы имеем дело с новичком, который пришел к нам прямо со студенческой скамьи. Если же перед нами опытный педагог, то достаточно присутствия меня и завуча.
- Также хотелось бы спросить о приеме детей в первый класс. Учитывая, что в эту школу всегда наблюдался большой поток детей, интересно, как Вы проводите отбор.
- В первую очередь, все школы отдают приоритет месту жительства, потому что за каждой школой закреплен определенный набор адресов. Дети, которые имеют прописку на нашей территории, принимаются без очереди, а для заполнения оставшихся мест мы проводим конкурс.
- Насколько сложным бывает этот «вступительный экзамен» для первоклашек? Что вы проверяете?
- Он бывает абсолютно не сложный. Мы проверяем элементарные знания ребенка, допустим, поручаем закрасить треугольник голубым цветом, а квадратик – зеленым. Плюс ко всему стараемся создать максимально дружескую атмосферу. Ребенку 5-6 лет не сдать наши тесты – значит либо прийти на экзамен в сонном состоянии, либо не иметь даже базовых знаний.
- Раз задания легкие, значит, большинство детей с ними справляются. А ведь мест все равно ограниченное количество…
- Да, поэтому мы проводим еще устный тур, в котором уже участвую я лично. Мы задаем вопросы детям, проверяем, насколько у них развита устная речь, насколько сильна мотивация к обучению, просим что-нибудь нарисовать, спрашиваем, какие книжки они любят читать. В прошлом году к нам пришел мальчик, который сказал, что его любимая книжка – «Эмиль из Леннеберга», и я приняла его без каких-либо дополнительных вопросов (смеется).
- Юлия ханум, после того, как Вы стали директором 23-й школы, реализовали здесь какие-либо новые проекты?
- За 3 года работы в этой школе на посту директора у нас было реализовано несколько крупных проектов. Во-первых, мы внедрили систему интердисциплинарных блоков, о чем я говорила вначале. Для того чтобы подогнать учителей под новый формат обучения, мы уделяем большое внимание их профессиональному развитию, проводим тренинги, посылаем на курсы повышения квалификации.
Второй очень большой проект, к которому мы подключились по инициативе Министерства образования, - открытие в нашей школе ресурсного центра по английскому языку. Этот центр будет работать летом, и сюда могут записаться не только учащиеся 23-й школы, но и все остальные дети, которые хотят провести каникулы продуктивно и посвятить их интенсивному изучению английского языка в игровом формате.
И, в-третьих, министерство дало нам право официально зарабатывать деньги, предлагая платные образовательные услуги. Таким образом, сейчас у нас функционирует центр детского развития, который на платной основе готовит детей дошкольного возраста.
- Как Вы считаете, насколько важна дошкольная подготовка? Отличаются ли дети, которые ее получили, от детей, сразу пришедших в первый класс?
- Вы знаете, я сама – мать двоих детей, с которыми очень много занималась и продолжаю заниматься дома. Конечно, ребенок должен развиваться и дома тоже, но дошкольное образование – одна из важных ступеней образовательного процесса. То же самое происходит и в нашем центре – здесь не учат читать, писать и складывать числа, здесь учат лепить, рисовать, танцевать, петь и проявлять другие творческие способности.
В моей практике были случаи, когда приходили родители и возмущались, почему мы не приняли их детей в первый класс. Они говорили, что их ребенок с двухлетнего возраста решает тесты и никак не мог провалить вступительный экзамен. Хотелось бы ответить таким родителям, что тесты далеко не показатель.
Более того, двухлетний ребенок не должен решать тесты. Он должен в первую очередь много играть и работать руками, чтобы развивать мелкую моторику. Если у ребенка не развита мелкая моторика, то не развиты и центры мозга, отвечающие за устную речь. И то, что он держит в руках карандаш, закрашивая варианты ответов на тесты, еще не значит, что у него идет развитие.
Мы против того, что называется формальным образованием для детей дошкольного возраста, когда ребенка грузят излишней информацией. Но за то, чтобы с помощью дружеского подхода увлечь его творческим процессом и расширить его кругозор.
- Юлия ханум, также хотелось бы спросить следующее. С недавних пор министр запретил собирать классный фонд, но в Интернете то и дело натыкаешься на жалобы родителей, которые утверждают, что в некоторых школах эта традиция продолжается – то на уборщиц собирают, то на ремонт, то еще находят какой-нибудь повод. Сталкивались ли Вы с подобными ситуациями в школе?
- Вы знаете, у нас ситуация прямо противоположная. Я сама готова жаловаться, что родители продолжают собирать деньги – то на экскурсии, то на подарки детям, причем классный руководитель сознательно отстранен от этого процесса, объясняя родителям, что ему запрещено.
Вы видите нашу школу, здесь на ремонт собирать не надо. Кроме того, как я уже сказала, мы запустили проекты, благодаря которым можем зарабатывать деньги – естественно, определенная их часть тратится на то, чтобы содержать школу в порядке. Поэтому как директор хочу обратиться через ваш сайт ко всем родителям – перестаньте собирать деньги и называть это классным фондом. И не надо жаловаться в Интернете – не думаю, что при всей строгости нынешнего положения найдутся директора, которые дадут команду собирать классный фонд или «сюпюргя пулу». Сейчас таких неадекватных директоров в нашей системе образования нет.
- И напоследок давайте затронем тему азербайджанских учебников. Ни для кого не секрет, что в них зачастую встречаются ляпы, которые, разумеется, влияют на образовательный процесс. Как вы стараетесь свести к минимуму это негативное воздействие?
- Я преподаю русский язык и литературу в 7-м классе и не скажу, что часто встречаюсь с ляпами в наших учебниках и против того, чтобы раздувать из этого трагедию.
Кстати говоря – все бесплатное ценится меньше, чем платное. А учитывая, что Азербайджан является одной из немногих стран, где учебники выдают за государственный счет, люди этого не ценят и постоянно ищут, к чему бы придраться.
Вы вообще пытались когда-нибудь положить перед собой учебник и попытаться его оценить, уже не говорю о том, чтобы его создать? Меня, например, в этом году попросили присоединиться к процессу оценки учебников, но я отказалась, потому что чисто физически не нашла для этого времени. А теперь представьте, сколько нужно сидеть над созданием учебника, чтобы он получился качественным, и сопоставьте с дедлайнами, в которые загоняют наших авторов. Если человеку предоставят 2 года, то ошибок не будет, а когда материал нужно подготовить за 2 месяца, естественно, ошибки неизбежны.
- То есть, эта проблема будет устранена, если дать авторам больше времени на подготовку? Больше никакие факторы не влияют на качество наших учебников?
- Конечно, помимо этого нужно развивать авторские коллективы, учиться на опыте других стран, заключать контракты с профессионалами. А профессионалы – это те, которые признают свои ошибки и пересматривают их. К сожалению, у большинства азербайджанских авторов этой черты нет – они всегда стараются занять оборонительную позицию и защитить себя, если видят выпады в свой адрес. Это не совсем правильный подход. Нужно понимать, что все мы учимся методом проб и ошибок.
Азербайджанской системе куррикулума всего 9 лет, и это не самая худшая программа, поверьте мне. Другое дело – с самого начала неправильно поставлено внедрение этой программы в нашей стране, что происходило в 2009 году. Куррикулум – это корень системы образования. И изначально у руля должны были стоять другие люди, с более глубоким пониманием того, как внедрять образовательные реформы. Тогда и с учебниками не возникло бы проблем.
Однако стоит отметить, что сейчас при министерстве создан Центр учебных ресурсов, где будут готовить новых авторов для составления учебников. И к этому процессу уже привлечены многие педагоги из нашей школы. Так что, надеемся на лучшее.
Читайте также:
Эксперименты школы №23 над своими учениками – ФОТО
После беседы с директором 23-й школы Юлией Керимовой мы пообщались с завучем по воспитательной части Эльзой Оруджевой, которая занимается кружками и мероприятиями. Проведя нам экскурсию по залам и кабинетам, она рассказала много интересного о том, как ученики проводят свой досуг:
«Для того чтобы развить в детях творческие способности, мы подписали меморандум о сотрудничестве с тремя вузами: Университетом культуры и искусства, Академией художеств и Консерваторией. Педагоги и аспиранты этих вузов приходят к нам в школу и на бесплатной основе проводят мастер-классы по художеству, керамике, актерскому мастерству, хореографии и так далее.
Также у нас в школе функционирует три клуба: читательский, киноклуб и клуб интеллектуальных игр. Читательский и киноклуб работают совместно – вначале мы читаем произведение, потом смотрим его экранизацию, ведем обсуждения, а затем приглашаем актеров, которые снялись в этом фильме, если он относится к отечественному кинематографу. Например, когда мы проходили «Чернушку», то пригласили трех актрис, сыгравших главную героиню в разном возрасте. Встреча прошла очень интересно, а найти и пригласить их нам помогал Университет культуры и искусства.
В подобных мероприятиях, конечно, участвуют дети постарше. Что же касается начальных классов, с ними мы читаем сказки Шарля Перро, Гауфа и инсценируем в виде мюзиклов. И знаете, мы заметили, что дети читают книжки не потому, что взрослые их заставляют, а по собственному желанию.
И, наконец, клуб интеллектуальных игр. Мы открыли его не сразу. В течение года все классы, с 5 по 9, играли в брейн-ринг. Это были игры на логику, общий кругозор и, конечно, на проверку знаний, которые дети получали в школе. Причем, все было выдержано в надлежащем стиле – на столах лежали шары, пульты с кнопками, а после каждой игры победитель получал кубок. И когда по результатам проделанной работы мы выявили детей, которые смогут достойно представлять нашу школу, то решили учредить этот клуб и обратились в городскую организацию брейн-ринга. Там, наша команда детей из русского сектора вошла в первую пятерку, а из азербайджанского сектора – в первую десятку.
Помимо всего прочего, мы гордимся нашим проектом «Голос 23-й школы», который был проведен согласно мировым стандартам. Около двухсот наших учеников подали заявки на участие, из них отборочный тур прошли 73. Судьями были студенты из Университета культуры и искусства, которые сидели в креслах спиной к исполнителям и, выбирая понравившихся участников, разворачивались, нажимая на кнопку. После чего наставники, один из которых специализировался на джазе, другой – на народных песнях, а третий – на эстраде, начинали работать с детьми, в зависимости от представленного ими музыкального жанра. И в заключение конкурса был проведен гала-концерт.
Единственной отличительной чертой нашего конкурса от настоящего «Голоса» явилось то, что мы не стали объявлять победителя. Многие дети и так плакали, когда не прошли отборочный тур, и мы решили не усугублять положение, учитывая, что это все-таки школьный формат, и просто предоставили возможность всем ученикам выступить на заключительном концерте.
Также мы ежегодно проводим военно-патриотическую игру «Uğur» среди учащихся 8 классов. В их программе нет предмета НВП, но они оставались после уроков, шли на кафедру военного дела и изучали строевую подготовку, учились выполнять различные команды, собирать и разбирать автомат.
Это только малая часть активностей, которыми мы насыщаем досуг наших учеников. Более подробную информацию о деятельности школы можно найти на официальной Фейсбук-странице».
Лейла Мамедова
Фотографии из архива школы №23