Почему Патрушев приезжал в Азербайджан? - Эксклюзив | 1news.az | Новости
Точка зрения

Почему Патрушев приезжал в Азербайджан? - Эксклюзив

16:03 - 05 / 09 / 2019
Почему Патрушев приезжал в Азербайджан? - Эксклюзив

Визит в Баку секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева представляет большую важность сразу с нескольких аспектов, и в первую очередь с точки зрения текущего состоянии процесса карабахского урегулирования.

Об этом может свидетельствовать содержание переговоров, проведенных Николаем Патрушевым в азербайджанской столице, в главную очередь с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, на встрече с которым было сообщено, что в повестку визита в частности входит обсуждение вопросов сотрудничества в борьбе с экстремизмом и терроризмом.

Более детально эти вопросы были рассмотрены на встрече Николая Патрушева со своим азербайджанским коллегой Рамилем Усубовым. По сообщению пресс-службы аппарата Совбеза России, особое внимание на переговорах было уделено совершенствованию законодательства в области борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также сотрудничеству в сфере обеспечения информационной безопасности.

Секретарь российского Совбеза выразил уверенность в продолжении тесных связей России и Азербайджана по линии аппаратов советов безопасности, силовых ведомств и правоохранительных органов.

Примечательно и то, что в ходе встречи Николай Патрушев отметил важность развития военно-технического сотрудничества с Азербайджаном. И вот это заявление Патрушева, в свете усиливающейся в последнее время неадекватной риторики армянского премьера, представляется крайне важным и, возможно, имеет характер серьезного месседжа в адрес Армении. Здесь можно говорить о крайнем недовольстве Москвы этой риторикой, которая делает реальным военный сценарий и тем самым, с одной стороны, сводит на нет усилия Кремля к активизации в миротворческом процессе, а с другой, приближает Пашиняна к его главной цели – отдалившись от не признавшей его России, броситься в объятия Запада.

Что думают о ситуации в целом ведущие азербайджанские эксперты? Экс-министр иностранных дел Азербайджана Тофиг Зульфугаров полагает, что основная проблематика заключается в том, что ситуация на Южном Кавказе, и в частности, в зоне армяно-азербайджанского конфликта, продолжает тенденцию к серьезному обострению.

- Причиной такого хода событий является политика администрации Пашиняна, который с конца весны этого года взял курс на обострение ситуации тем, что сделал целый ряд провокационных заявлений. Как вы помните, был убит снайперским выстрелом майор Азербайджанской армии, что я расцениваю как политическое убийство.

Читайте по теме:

Тофиг Зульфугаров: «Армянская провокация на линии фронта - это «первый звонок» в преддверии последующих»

Вот эта вся тенденция к обострению ситуации не может не беспокоить руководство России. Как видно, отношения между руководством России и Пашиняном продолжают быть стабильно плохими, и даже имеют тенденцию к ухудшению. И вот в этих условиях, конечно, становятся актуальными контакты с Азербайджаном. Потому что объектом армянских провокаций является Азербайджан, и он, конечно, не может бесконечно проявлять выдержку и терпение.

Тем более что в Азербайджане присутствует серьезный прессинг со стороны общественности, политической элиты в плане принятия действий в отношении агрессора, переходящего по сути дела уже к последней, красной линии, которая еще оставалась.

В этой ситуации, конечно, визит Патрушева в Баку приобретает особое значение. Сложно говорить, что конкретно обсуждали стороны, помимо тех, что были заявлены, но несомненно, речь идет о какой-то координации усилий в этом вопросе. Ведь и мы все, и в России тоже хорошо понимают, что тенденция к обострению ситуации имеет одну цель – возобновить военные действия, и на фоне возобновившихся военных действий обвинить Россию в предательстве, и сделать в своей политике разворот на Запад и одновременно расправиться со своей оппозицией.

Читайте по теме:

Тофиг Зульфугаров раскрывает сценарий Пашиняна: «Ему определенно выгодна война»

Вот, собственно, сценарий, который осуществляет Пашинян. И как мы видим, оснований для беспокойства в России очень много.

Думаю, были обсуждены и эти вопросы и, несомненно, даже вопрос участия главы МИД Азербайджана во встрече в Нью-Йорке [с главой МИД Армении Зограбом Мнацаканяном]. Потому что, как мы знаем, голосов против того чтобы министр иностранных дел Азербайджана встречался с Мнацаканяном после заявлений Пашиняна  очень много.

Но посмотрим, как все будет складываться дальше. Думаю, в скором времени мы увидим результаты.

- Заявление Патрушева о важности развития военно-технического сотрудничества с Азербайджаном. Как по-вашему, может ли оно вызвать претензии Еревана в плане  ОДКБ?

- Думаю, тематика взаимных упреков между Арменией и Россией может быть очень широкой, включая как военную сферу, так и все остальные. Потому что противоречия, которые уже стали достоянием общественности – очень глубокие и продолжают углубляться дальше. Поэтому и без того огромное количество вопросов и взаимных претензий будет только увеличиваться.

Что касается Азербайджана, то он выдерживает свою линию стабильного, предсказуемого партнера, и поэтому его роль для России на Южном Кавказе имеет тенденцию к возрастанию.

Я хотел бы обратить внимание еще и на то, что нашим партнером от России в плане карабахской тематики в последнее время был глава МИД Лавров. Однако критика в его отношении, как мы видим, неэффективность его действий, уже очевидна, судя по всему, и руководству России.

И поэтому этой тематикой, видимо, уже вплотную занялся Патрушев – представитель другого ведомства, Совета безопасности, который контролирует, координирует деятельность – и внешнеполитическую тоже - органов безопасности и Вооруженных сил.

Поэтому его визит в Азербайджан в этой позиции, этой должности, тоже говорит о многом.

Считаю, и хотел бы повторить мысль о том, что тот широкий круг вопросов, которые были обсуждены, сам по себе говорит о том, что тенденция к тому, что Россия и Азербайджан будут координировать свои усилия по целому ряду направлений, на мой взгляд, усиливается.

- То есть, это своего рода еще и предостережение Пашиняну?

- Я думаю, что этап предостережений уже прошел. Никто никого убеждать не собирается, всем ясно, кто чего хочет, переубедить сложно, и поэтому речь, наверное, идет уже о конкретной координации каких-то ответных действий.

Но, конечно, конкретной информации у меня нет, и мои рассуждения – это не фактическое, реальное положение дел, а аналитическое, экспертное видение ситуации - повторю, не базирующееся на какой-то инсайдерской информации.

- Как вы думаете, может ли неучастие Пашиняна в организованных марионеточным режимом «мероприятиях в рамках дня независимости» в Ханкенди как-то быть связано с приездом Патрушева в Баку?

- Знаете, Пашинян предпринимает разнонаправленные действия. Он, например, не поехал в Польшу на памятные мероприятия, посвященные годовщине начала Второй Мировой войны. То есть, это неучастие было неким реверансом в сторону России. Но Москва этот реверанс не восприняла всерьез, и ответила на него поздравлениями Кочаряну.

Что касается Ханкенди, то там отношения - тоже не очень гладкие. Прежде всего, мы должны понимать, что Ханкенди, скажем, является своеобразной постреволюционной «армянской Вандеей».

Были, конечно, попытки кардинально наладить взаимоотношения, но, судя по всему, противоречия достаточно серьезные, и я думаю, что у Пашиняна с нынешним руководством оккупационного режима серьезного улучшения отношений не будет.

Полагаю, они [сепаратисты] будут все-таки слушаться своих кураторов в России, потому что пророссийская ориентация там видна однозначно.

- Проявляется ли в свете этого новый оттенок в повестке визита Патрушева в Баку?

- Конечно. Повторю: главный смысл в том, что это - уже не предупреждение, и не запугивание Пашиняна российской администрацией. Это - некая координация действий против него. Думаю, сейчас мы наблюдаем именно этот этап.

Ф.Багирова

Поделиться:
11319

Последние новости

Все новости

1news TV