Иран: предупреждение или силовой вариант?
Стало известно, что верховный представитель Евросоюза по вопросам внешней и оборонной политики Хавьер Солана передал иранскому руководству обновленный пакет предложений стран «шестерки». В эту группу, как известно, входят пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия, которые выступают в роли посредников при решении ядерной проблемы Ирана. Согласно этим предложениям, «шестерка» готова предоставить Ирану необходимую техническую и финансовую помощь в освоении мирных ядерных технологий, в том числе атомные реакторы на легкой воде, гарантии надежных поставок ядерного топлива и содействие в утилизации отходов.
Но перед этим, в соответствии с предложениями «шестерки», Иран должен выполнить главное требование – приостановить самостоятельное обогащение урана на время переговоров по «пакету стимулов».
Судя по всему, «шестерка» использует еще один шанс, рассчитывая на то, что этот так называемый пакет стимулов повлияет на решение Тегерана приостановить работы по обогащению урана.
Как и следовало ожидать, после встречи с представителем ЕС глава МИД Ирана Манучехр Моттаки заявил, что ответ Ирана на «пакет стимулов» стран-посредников будет зависеть от реакции этих стран на иранский пакет предложений по урегулированию глобальных проблем. «Естественно, ответ Ирана на предложения «шестерки» будет дан с учетом конструктивного и логичного ответа на иранский пакет предложений», – заявил он.
Что же представляет собой собственный пакет предложений Ирана по решению актуальных международных проблем?
Это прежде всего предотвращение угрозы ядерного распространения, сотрудничество в сфере энергобезопасности, борьба с терроризмом, наркоугрозой, а также защита прав человека. Естественно, так, как их понимает иранская сторона.
Тегеран в своем пакете предложений также готов включить в повестку возможных переговоров с мировым сообществом следующие вопросы: достижение большего доверия к ядерной деятельности государств, создание консорциумов по обогащению урана и производству ядерного топлива в различных районах мира, в том числе в Иране.
Иранские власти предлагают также создать международный комитет по контролю над ядерным разоружением, усилить надзор МАГАТЭ за национальными разработками в ядерной области, а также взаимодействие «для обеспечения безопасности и защиты ядерной физики».
Впрочем, судя по всему, достигнуть серьезного прорыва в переговорах по иранской ядерной программе в ближайшее время вряд ли удастся даже в случае позитивной реакции «шестерки» на пакет мер Тегерана.
Официальный представитель правительства Ирана Голям Хосейн Эльхам уже заявил, что в главном спорном вопросе Иран свое мнение не изменит. «Если данный пакет инициатив «шестерки» предусматривает мораторий на обогащение урана, то мы даже не будем его обсуждать»,- провозгласил он.
Напомню, что пакет предложений стран «шестерки» было решено обновить на встрече глав МИД этих стран еще 2 мая этого года. Как сообщил тогда глава МИД России Сергей Лавров, «шестерка» предлагает Ирану приостановить процесс обогащения урана только на время переговоров. По словам Лаврова, эти предложения развивают предложения 2006 года и «добавляют позитивные стимулы».
Между тем, главные противники Ирана – США и Израиль – похоже, не собираются дожидаться, пока Исламская Республика пойдет навстречу мировому сообществу и ограничит свою ядерную программу. После встречи с премьером Израиля Эхудом Ольмертом президент США Джордж Буш заявил, что союзники нашли некий путь решения иранской проблемы, однако будут держать его в секрете. Между тем и Вашингтон, и Тель-Авив в последнее время все чаще упоминали именно военный путь решения вопроса.
Вообще в вопросе с ядерной проблемой Ирана много неясностей.
Достаточно заметить, что комиссия МАГАТЭ в начале июня подготовила очередной доклад об иранской ядерной программе. Согласно этому докладу пока нет доказательств того, что Исламская Республика использует атом в военных целях. Однако, с другой стороны, МАГАТЭ сообщило, что Иран полностью не идет навстречу комиссии и не предоставляет информацию по всем направлениям своей ядерной программы. Создается впечатление, что в игре против Ирана участвуют две составляющие силы. Одна настойчиво предупреждает, другая демонстрирует готовность к силовому решению проблемы. И та и другая сторона, судя по всему, работают в одном направлении.
Нет сомнений в том, что Вашингтон давно реализовал бы свои планы в отношении Ирана, если бы не ряд следующих весьма существенных обстоятельств: 1) война в Ираке 2) ситуация в Афганистане 3) предстоящие выборы в самих Штатах 4) фактор Китая и России 5) отсутствие полного единства среди европейских стран. А это те самые реалии, с которыми приходится считаться. Даже такой мощной ядерной державе, как Соединенные Штаты Америки. Тем не менее, другая реальность состоит в том, что дальнейшее раскручивание маховика санкций против Ирана практически неизбежно, а значит, неизбежен и рост напряженности в отношениях Тегерана с западным миром. Все это, конечно же, не может не коснуться интересов Азербайджана, развивающего партнерские отношения с Соединенными Штатами и поддерживающего добрососедские связи с Ираном.
Фикрет Садыхов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции