Ирландцам назначили «переэкзаменовку»
Ровно неделю в континентальной Европе работали над «высоким приговором» ирландскому референдуму по конституции ЕС. Как и ожидалось, ирландское «нет» Лиссабонскому договору, вовсе не погубило Большую Европу.
На последнем саммите Евросоюза в Брюсселе 19-20 июня его лидеры с легкостью перешагнули через ирландское «No», дали Ирландии четыре месяца на то, чтобы одуматься, да еще и намекнули, что Дублину хорошо бы помнить, откуда появились зубы у «Кельтского дракона». Последнее было вполне справедливым укором, поскольку только после вступления в ЕС в 1973-м году Ирландия смогла превратиться из самой бедной страны сообщества в государство с 5-й экономикой ЕС, лидера компьютерного производства и, кстати, мирового лидера производства Viagra. Ирландский премьер Брайан Коуэн отправился назад в Дублин разбираться со своими соотечественниками-кельтами и в октябре, на осеннем саммите ЕС, должен доложить, что он надумал.
Наиболее «горячие (проевропейские) головы» в ЕС, особенно президент Франции Николя Саркози (с 1 июля Франция заступает на пост председателя ЕС), и даже канцлер Германии Ангела Меркель, настаивали на том, чтобы вообще проигнорировать этих неотесанных кельтов и немедленно двигаться вперед с ратификацией Лиссабонского договора о реформе. «Он (договор) нам нужен, -сказала канцлер Германии. - Европа не может позволить себе еще одну фазу раздумий» (We need it. Europe can’t afford to have another phase of reflection).
Но их уговорили подождать до осени.
На самого премьера Ирландии на саммитовском рабочем обеде смотрели очень недобро: демократия – демократией, но голосовать все-таки надо правильно. Это было обидно, поскольку уж он то, убежденный сторонник членства Eire в ЕС, делал все, чтобы убедить соотечественников голосовать «за». Еще больнее Коуэну было то, что на том же обеде коллеги во всю расхваливали британского премьера Гордона Брауна: буквально накануне Палата Лордов ратифицировала Лиссабонский договор, который тут же и был подписан королевой. Это вообще было похоже на издевательство – редко когда в Брюсселе так хвалили премьера страны, где собраны чуть ли не все самые отъявленные евроскептики.
У ЕС, вернее, у Ирландии, есть теперь два варианта, над которыми ей предложено «подумать» до осени. Либо она проводит новый референдум, либо заключает спецсоглашение с ЕС, в котором обговариваются ее претензии.
«Автор» первой Конституции ЕС, бывший президент Франции Валери Жискар Д’Эстен, заявил, что у Ирландии «есть право на «нет», …но страна, которая представляет всего 0.7% населения ЕС, не может решать за остальных». А ведь по условиям договора, чтобы он вступил в силу его должны были одобрить все 27 членов ЕС. Впрочем, если речь идет всего лишь об ирландцах, то видимо достаточно и 26-ти…
Здесь надо напомнить, что Лиссабонский договор 2007 года - это все та же жискаровская Европейская Конституция, отвергнутая еще в 2005 году, только с «пониженным содержанием никотина». Его основная суть - масштабная реформа управляющих структур ЕС - полностью сохранена. Лиссабон, самое главное, вводит новую систему голосования по формуле квалифицированного или "двойного большинства", т.е. лишает строптивые страны восточной Европы право ветировать любые решения. Система начнет действовать с 2014 года. По ней решение считается принятым, если за него проголосовали представители 55% государств ЕС, в которых проживает не менее 65% населения. Плюс вводится не ротируемый, а постоянный (на два с половиной года) пост президента ЕС. Похоже, что «Лиссабон» все же вступит в силу с 1 января 2009 года.
В общем кризис был – кризиса не стало. Впрочем, Европа уже не раз с легкостью переступала и не через такие конституционные кризисы.
О том, что дальше все пойдет «как обычно» можно, кстати, судить и по тому, что на все той же встрече Словения, она сейчас председательствует в Евросоюзе, предложила не зацикливаться на проблеме и начать переговоры с Россией о заключении нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве сразу же на предстоящем саммите ЕС-Россия в Ханты-Мансийске 26-27 июня. Ранее предполагалось, что они стартуют где-то через месяц после встречи на высшем уровне.
В общем по большому счету у Европы действительно есть дела поважнее решения «конституционных головоломок». Она только на днях, наконец, положила на «операционный стол» проблему, которая уже превратилась из синяка в гематому и грозит гангреной – нелегальная иммиграция. Европарламент накануне саммита одобрил законопроект, который позволяет странам ЕС задерживать на срок до полутора лет нелегальных иммигрантов, высылать их и еще на 5 лет запрещать нарушителям въезд. Закон устанавливает лишь высший потолок срока ареста. Многие страны намерены сохранить свой, меньший (как Дания и Голландия), или более высокий, как, например, в Британии. Там срок задержания нелегалов вообще ничем не ограничен. Но дело даже не в том. Впервые Евросоюз сделал шаг на пути выработки общей иммиграционной политики, над которой страны Союза бьются с 1999-го года.
Собственно главное в ней найти такие фильтры, через которые в Европу законно просачивалась бы лишь нужная ей рабочая сила и отсекалось все остальное. Цинично, конечно, но куда деться. По данным Еврокомиссии, на сегодня в странах ЕС насчитывается примерно 8 миллионов нелегальных иммигрантов. Еще 18,5 миллиона человек живут и работают в Европе на законных основаниях.
Общая иммиграционная политика нужда Старому Свету буквально как кислород. Дело в том, что он вовсе не спроста сохраняет эпитет «Старый». На сегодняшний день из почти 500 миллионов граждан ЕС в трудоспособном возрасте около 235 миллионов человек. Через 50 лет это число упадет более чем на 50 млн. Как кормить армию пенсионеров, которая будет почти на 100 миллионов превышать число работающих. Без иммигрантов Европе не обойтись.
Андрей Федяшин
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости