В школе бить детей можно, а в детсадах - нельзя?
Эта статья готовилась два дня, и ее темой изначально было то, что в школах страны участились случаи насилия над детьми.
Однако вчерашний вечер внес свои коррективы - председатель Союза детей Азербайджана, известная правозащитница Кямаля Агазаде сообщила о вопиющем по своей жестокости случае избиения маленького ребенка в одном из детских садов в Азербайджане.
Изначально акцент в нашей публикации стоял не столько на самих фактах насилия над детьми, что априори недопустимо, сколько на реакции общества на это. Еще раз напомним, что начиная с января это уже третий ставший известным случай насилия над детьми, первые два произошли в школах. При этом после новости о том, что учительница физкультуры школы №117 ударила ученицу головой об стену за то, что та изрисовала маркером стену, в комментариях разразились настоящие войны. А незадолго до этого прошла новость о рукоприкладстве директора школы №9, однако там все закончилось относительно тихо, поскольку, согласно поступившей информации, родители школьников претензий к директору не имели.
Разница была и в реакции общества: если на директора школы №9, которая позволила себе толкнуть и ударить учеников, многие (!) отреагировали вяло и даже предъявляли претензии к СМИ по поводу «шума вокруг ничего», то второй случай, где учительница физкультуры ударила школьницу головой об стену, пользователи соцсетей обсуждали достаточно рьяно. Комментирующие разделились на два лагеря: одни требовали немедленно уволить (и это самое мягкое требование) учительницу, другие осуждали «невоспитанных детей». Но есть пугающий нюанс: тех, кто защищал учительницу, позволившую себе поднять руку на ребенка (пусть даже нарушившего правила поведения в школе), было слишком много. Комментариев в духе «детей вообще полезно иногда бить» было слишком много. Многие поддерживающее учительницу, у которой «не выдержали нервы», в качестве аргумента приводили примеры из собственного школьного детства и рассказывали о том, как положительно сказалось избиение учителем указкой на их собственном прекрасном настоящем.
Однако на этом парадоксы не закончились: после публикации новости о том, что на этот раз жертвой насилия стал маленький ребенок в детском саду, многие вдруг поменяли свое мнение на диаметрально противоположное. Воспитательницу предлагают не просто уволить, а посадить в тюрьму, причем надолго, а эпитеты, которыми ее (надо сказать, справедливо), наградили, мы просто не можем привести в статье.
По логике этих комментаторов, бить можно детей, которые уже достигли школьного возраста, а вот пока они еще в детском саду – нельзя. И это не наш циничный вывод, это, к сожалению, следует из умозаключений, которыми делятся наши с вами сограждане.
Мнение: необходим мониторинг всех детсадов
Наше удивление разделяет и Кямаля Агазаде:
«Я согласна с вами. Еще вчера, когда было известно только о насилии в школах, многие граждане писали что-то вроде «а что тут такого, нас тоже били в школах, и ничего». А вот когда я опубликовала это страшное видео из детского сада, вдруг все подняли вселенский плач: как так можно с маленьким ребенком обращаться?! Получается, что детей в школе бить можно, а в детском саду еще нельзя? Это что за мышление?! Как вообще можно поднять руку на ребенка?» - справедливо возмущается К.Агазаде.
По ее словам, сразу после того, как ей переслали вчера видео, на котором воспитательница бьет по голове малыша, она опубликовала его на своей странице в Фейсбук.
«У меня много подписчиков, и я нашла, что это за детсад. Это Исмаиллинский район, ясли №1. Я начала изучать страницу этого садика. Я давно работаю с детьми, и мне многое понятно уже по лицам детей этого детсада на фотографиях. И могу с уверенностью сказать, что дети там запуганы, их заставляют улыбаться на камеру или «держать лицо».
Да, в нашем приюте мы тоже делаем публикации, но у нас никогда не применяется насилие по отношению к ним, ни физическое, ни психологическое. Я не говорю, что мы единственные и идеальные, но наши проблемы не связаны с нанесением травм детям», - сказала К.Агазаде.
По ее словам, она отправила всю информацию в МВД и Генеральную прокуратуру.
«Ситуация осложняется тем, что ударившая по голове ребенка приходится ему родственницей, а у нас не принято подавать жалобу на родных. Еще вчера у меня начали требовать удалить с Фейсбука этот видеоролик, не поднимать шум. Родные ребенка не понимают, что до того, пока он вырастет, они искалечат его подобным отношением, непониманием и недоверием», - сказала К.Агазаде.
«Мы недавно создали группу оперативных экспертов, состоящую из пяти НПО, и уже обратились в МВД, Министерство образования и Госкомитет по проблемам семьи, женщин и детей с Обращением. Обращение направлено от имени Общественного объединения Vətəndaş, Общественного объединения помощи женщинам Təmiz Dünya, Союза детей Азербайджана, Гянджинского регионального центра женщин и Общественного объединения женщин-реформаторов и инноваций. Мы призываем расследовать этот инцидент и наказать виновных, проводить независимый мониторинг в образовательных учреждениях, усилить сотрудничество для предотвращения подобных инцидентов, вести психологическую работу и отстранять от преподавания учителей, применяющих насилие в отношении учеников.
Причем, мониторинг, на наш взгляд, должен стать постоянным, потому что воспитанники детских садов и яслей слишком малы, поэтому часто просто не могут рассказать родителям о том, что с ними происходит. Мы считаем, что необходимо дополнительно ввести при сертификации воспитателей детсадов создание их психопортрета прежде, чем давать добро на их работу с детьми. Также я считаю обязательным установить во всех детсадах камеры видеонаблюдения, чтобы родители могли видеть, что происходит с их ребенком в течение дня, как с ним обращаются в детском саду. Я думаю, что это заставит тех, кто работает в детских садах, осознать свою ответственность за то, как они себя ведут», - подчеркнула К.Агазаде.
«Президент Азербайджана Ильхам Алиев не раз говорил о необходимости общественного контроля. Так давайте его осуществлять. Общественный контроль – это выявление фактов, обнародование их и реакция на них, причем в виде конкретных действий и наказания тех, кто нарушает закон.
Данному инциденту в обязательном порядке будет дана юридическая оценка. Отмечу, что по закону вряд ли эта воспитательница получит наказание в виде лишения свободы, потому что подобной статьи в законе нет. Однако ее можно не просто уволить, как это уже сделали, но и лишить права работать с детьми на определенный срок», - сказала К.Агазаде.
Реакция госорганов
С одной стороны, отрадно, что представители Управления образования города Баку и Министерства образования оперативно реагируют на все упомянутые инциденты. Так, еще вчера стало известно, что по результатам проведенной в школе №117 проверки учительницу К.Гасанову привлекли к дисциплинарной ответственности. А по итогам проведенного управлением расследования видео с неподобающим поведением директора средней школы №9 Зинят Ахмедовой ей был объявлен строгий выговор с последним предупреждением за недостатки в работе и нарушение требований «Правил этического поведения учителей». Но возникает резонный вопрос о том, насколько совершенные действия всех вышеназванных учителей соразмерны полученным им взысканиям? Разве за рукоприкладство в отношении детей достаточно наказать порицанием или выговором?..
Что касается последнего случая в детском саду, то, как уже сообщалось, Минобразования, МВД и Госкомитет по проблемам семьи, женщин и детей уже начали соответствующие расследования, о результатах которых обещали сообщить общественности.
Сегодня утром Министерство образование сообщило, что трудовой договор, заключенный с воспитательницей детского сада № 1 города Исмаиллы Бахышовой Зульфией Адалят гызы, применившей насилие в отношении ребенка, с 14 января 2022 года расторгнут по причине злоупотребления должностными полномочиями, неисполнения обязательств по трудовому договору, нарушения требований «Правил этического поведения учителей» и грубого обращения с малолетними детьми.
В ближайшее время нашей редакции обещали предоставить данные аналитики участившихся случаев насилия над детьми.
По словам эксперта в области образования Ульвии Микаиловой, прежде всего ее тоже поразила реакция общественности на факты избиения детей учителями.
«Я в этом вопросе категорична: если ребенка бьют, ударяют, шлепают, - однозначно виновен тот, кто это делает. И никаких «экскьюзов» я для этого не вижу. Потому что это – насилие, а насилие над любым человеком недопустимо. И, тем более, со стороны человека, который работает в государственной школе и выполняет государственный заказ, обеспечивая гарантии государства на бесплатное доступное образование для всех», - сказала У.Микаилова.
По ее словам, в нашей стране есть большой пробел в обучении самих педагогов работе с детьми.
«Даже если ребенок ведет себя как-то не так, это не дает право педагогу поднимать на него руку или проявлять в отношении ребенка психологическое насилие. Дело в том, что во всем мире будущих педагогов обучают работе с детьми с проблемами в поведении. Существует целое направление в педагогике, которое называется «behaviour management», то есть, «управление поведением», и ее часть под названием «сlass management» - «управление классом». У нас я, к сожалению, эти методики не преподаются. Именно по этой причине учителя или воспитатели, сталкиваясь со сложным для них поведением ребенка, просто не знают, как на это реагировать, и проявляют агрессию.
Учителей, педагогов надо учить управлять поведением детей», - сказала У.Микаилова.
Резюме
От себя добавим, что сегодня в учителя и воспитатели идут далеко не все, кто считает себя Педагогом. Посчитать людей, которые идут в профессию по велению души, можно на пальцах одной руки. А если учесть вышесказанное, то есть, серьезные пробелы в преподаваемых этим людям знаниях, а также неоднозначное отношение общества к проблеме «воспитатель/учитель – ребенок», картина получается безрадостная.
Есть надежда, что призыв НПО о необходимости введения мониторинга в детсадах услышат, тем более что сейчас детские сады и ясли вновь передали в подчинение Министерства образования. Повторим, что внушает некий оптимизм и факт оперативной реакции госорганов на каждый, ставший известным, случай. Однако не все случаи становятся достоянием общественности, и это первый минус. К примеру, нам стало известно, что уже сейчас в некоторых школах проблему попытались решить весьма радикально: просто запретив учащимся приносить в школу телефоны с камерами. Странная «логика» руководства таких школ в том, что нет обнародования – нет проблемы…
Второй минус заключается в том, что некоторые представители этой самой общественности порой считают, что ударить ребенка, если он достиг школьного возраста, - это «ничего такого».